РФ


ТОЛЬКО ТОТ, КТО УЖЕ НА ВЕРШИНЕ, СМОЖЕТ ВСТАТЬ ЗА ПОРЯДОК ГОРОЙ

культурное наследие

Мы просто не любим друг друга

А.Ю. Те­лу­хин

В.И. Якуш­кин

Бо­лее ты­ся­чи лет хри­сти­ан­ство про­по­ве­ду­ет нам сми­рен­ную лю­бовь к че­ло­ве­ку. От­че­го же мы не на­пи­та­лись её гар­мо­ни­ей?
«Мы по­зна­ем в той ме­ре, в ка­кой лю­бим» - учил бла­жен­ный Ав­гу­стин. В раз­ное вре­мя это утвер­жде­ние под­дер­жа­ли Гё­те, да Вин­чи и Джор­да­но Бру­но. Но пер­вым вскрыл от­но­ше­ние меж­ду лю­бо­вью и по­зна­ни­ем Макс Ше­лер. Он опре­де­лил его как «по­ря­док люб­ви» (ordo amoris). Че­ло­век, жи­ву­щий в этом «по­ряд­ке», ува­жа­ет эти­че­ские цен­но­сти и со­об­ра­зу­ет с ни­ми свое по­ве­де­ние. По Ше­ле­ру эти­ка - это ба­зис об­ще­ствен­но­го по­ве­де­ния. Успех воз­дей­ствия её норм за­ви­сит от до­ход­чи­во­сти из­ло­же­ния и го­тов­но­сти лю­дей к их вос­при­я­тию. Что ка­са­ет­ся по­зна­ния, то чем силь­нее лю­бишь - тем глуб­же по­зна­ешь.

Об­ра­ща­ясь к фило­со­фии, мы на­хо­дим са­мое об­щее опре­де­ле­ние люб­ви. В ши­ро­ком смыс­ле – это стрем­ле­ние друг к дру­гу на ба­зе вза­им­но­го ува­же­ния. При­ме­ни­тель­но к че­ло­ве­ку, лю­бовь пред­по­ла­га­ет про­дол­же­ние ро­да и ду­хов­ный взлет («пла­то­ни­че­скую лю­бовь»). Это яр­кое пе­ре­жи­ва­ние про­шло крас­ной ни­тью через тру­ды ве­ли­ких мыс­ли­те­лей. По Гарт­ма­ну лю­бовь при­да­ет смысл жиз­ни, у Пас­ка­ля лю­бовь то­рит до­ро­гу ра­зу­му, а Шо­пен­гау­эр при­рав­ни­ва­ет лю­бовь к со­стра­да­нию. Но лю­бовь, в сво­ем по­ни­ма­нии, не огра­ни­чи­ва­ет­ся от­но­ше­ни­ем к че­ло­ве­ку. Древ­не­ин­дий­ские ве­ды и ан­тич­ная фило­со­фия (Ге­си­од, Эм­пе­до­кл) рас­смат­ри­ва­ли лю­бовь как кос­ми­че­ский прин­цип. Этот прин­цип со­хра­ня­ет цель­ность Все­лен­ной. Для нас это осо­бен­но цен­но, по­сколь­ку лю­бовь рас­про­стра­ня­ет­ся и на Зем­лю. Так что ме­ша­ет пре­вра­тить её в ре­ли­гию и сде­лать внут­рен­ней опо­рой? Быть мо­жет, это вернет нас к ис­тин­но­му на­зна­че­нию, ведь лю­бовь – по­след­няя нить, свя­зы­ва­ю­щая нас с при­ро­дой.

П.А. Кро­пот­кин пи­сал, что «все жи­вот­ные, жи­ву­щие в об­ще­ствах, уме­ют раз­ли­чать меж­ду доб­ром и злом… их по­ни­ма­ние добра и зла со­вер­шен­но то же, что и у че­ло­ве­ка». По­лу­ча­ет­ся, нрав­ствен­ный прин­цип - по­рож­де­ние жи­вой при­ро­ды, а мы, все­го лишь ста­ти­сты, его сфор­му­ли­ро­вав­шие. При­сталь­ный взгляд лишь до­бав­ля­ет со­мне­ний в че­ло­ве­че­ской ис­клю­чи­тель­но­сти. Homo sapiens об­на­ру­жи­ва­ет мас­су сходств с жи­вот­ны­ми. К.Ло­ренц пи­сал, что со­ци­аль­ное по­ве­де­ние лю­дей дик­ту­ет­ся не толь­ко ра­зу­мом, но и ин­стинк­та­ми. Н.Тин­бер­ген, был еще кон­крет­нее, опре­де­лив че­ло­ве­ка, как «за­ме­ча­тель­ный и уни­каль­ный вид, но … жи­вот­ное». Этот вы­вод уче­ный из Окс­фор­да от­но­сил и к по­ве­де­нию че­ло­ве­ка. Ра­зу­ме­ет­ся, в по­ве­де­нии жи­вот­ных пре­об­ла­да­ют ин­стинк­ты, а у че­ло­ве­ка рас­су­доч­ная де­я­тель­ность. Од­на­ко, по мне­нию это­ло­гов, ин­стинк­ты в на­шем по­ве­де­нии иг­ра­ют за­мет­ную роль.

По Ло­рен­цу ос­нов­ным ин­стинк­том яв­ля­ет­ся агрес­сия, ко­то­рая при­зва­на обосо­бить дан­ный вид. Кро­ме это­го, агрес­сия – из­на­чаль­ный мо­тив раз­де­ле­ния жи­вот­ных на груп­пы. За­щи­та от из­лиш­ней агрес­сии про­ис­хо­дит с по­мо­щью ри­ту­аль­но­го по­ве­де­ния (поз по­кор­но­сти и др.) и по­сле­до­ва­тель­но­сти по­треб­ле­ния. Эта по­сле­до­ва­тель­ность по­лу­чи­ла на­зва­ние «пра­ви­ла кле­ва­ния». По это­му пра­ви­лу, пер­вы­ми «клю­ют» са­мые важ­ные, за­тем их род­ствен­ни­ки и при­бли­жен­ные. Все что оста­лось, до­еда­ют ря­до­вые чле­ны стаи. Пе­ре­ход на бо­лее вы­со­кую сту­пень у жи­вот­ных про­ис­хо­дит за счет при­зна­ков вы­со­ко­го ста­ту­са. Сле­ду­ет от­ме­тить, что лю­ди на­учи­лись об­хо­дить при­род­ную ста­тус­ность. От­сут­ствие та­лан­тов и физи­че­ских дан­ных успеш­но под­ме­ня­ет­ся день­га­ми и свя­зя­ми. В це­лом же мы схо­жи с бра­тья­ми мень­ши­ми. У выс­ших при­ма­тов при­сут­ству­ет да­же ку­мов­ство: обе­зья­ны, ру­ко­во­дя­щие ста­ей, спо­соб­ству­ют про­дви­же­нию сво­их де­те­ны­шей на вы­со­кие ран­ги. Всё схо­дит­ся к то­му, чтобы об­ви­нить во всём при­ро­ду. Но, не бу­дем то­ро­пить­ся.

Несо­мнен­ный оп­ти­мизм в ин­стинк­тах под­ме­тил Г.Спен­сер. По мне­нию ос­но­ва­те­ля со­цио­ло­гии, са­мо­по­жерт­во­ва­ние вполне есте­ствен­но в жи­вот­ном ми­ре. В свою оче­редь П.А.Кро­пот­кин сфор­му­ли­ро­вал «био­со­цио­ло­ги­че­ский за­кон вза­им­ной по­мо­щи». В со­от­вет­ствии с ним, вы­со­ко­ор­га­ни­зо­ван­ные жи­вот­ные ча­ще спа­са­ют друг дру­га, чем се­бя. Но за­кон этот, как вид­но, ра­бо­та­ет толь­ко в ди­кой при­ро­де. Да, рас­су­доч­ность при­да­ет жиз­ни не толь­ко со­вер­шен­ные фор­мы.

Со­вер­шив экс­курс в при­ро­ду ста­но­вит­ся яс­но, что рас­счи­ты­вать на её по­кро­ви­тель­ство уже не сто­ит. Нам дей­стви­тель­но нуж­но вы­стра­и­вать но­вый «дом». А уж что за­кла­ды­вать в фун­да­мент, ре­шать каж­до­му.

ЧУЖОЙ ЗЕМЛИ МЫ НЕ ХОТИМ НИ ПЯДИ, НО И СВОЕЙ ВЕРШКА НЕ ОТДАДИМ!

ТОЛЬКО ТОТ, КТО УЖЕ НА ВЕРШИНЕ, МОЖЕТ ВСТАТЬ ЗА ПОРЯДОК ГОРОЙ!

ОТКРЫТОЕ ГОЛОСОВАНИЕ

Хотите ли вы это?